АСКИЯ – В УЗБЕКИСТАНЕ

АСКИЯ – В УЗБЕКИСТАНЕАСКИЯ – В УЗБЕКИСТАНЕ

Одной из граней узбекского устного народного творчества является «аския» - острословие, которое можно определить как сатирико-юмористический жанр.


Узбекское устное народное творчество имеет многожанровый характер. Его неотъемлемой частью и неиссякаемым источником является «аския» - острословие, которое можно определить как сатирико-юмористический жанр. Аския - реакция находчивости и сообразительности, умение человека экспромтом красноречиво и доходчиво выражать свои мысли, а также состязание особо одаренных талантов, искусство слова и одновременно художественная полемика.

Термин «аския» происходит от арабского слова «закий» в единственном числе т.е проницательный, умный, способный. Аския – множественное число этого слова с изменением буквы «з» на «с» в узбекском языке. Со временем оно стало означать состязание в остроумии, которое организуется обычно в присутствии множества людей на свадьбах, массовых народных праздниках и гуляниях, чем и объясняется разноликость смеха, вызываемого спецификой жанра.

АСКИЯ – В УЗБЕКИСТАНЕ

В диалоге участвуют два человека-аскиябоза или две группы-аскиябозов. С помощью игры слов каждая сторона, высказывая оригинальные мысли, старается опередить своего «оппонента» в выборе целенаправленных выражений и выиграть «сражение».
Быстрота ответа аскиябоза играет решающую роль. Если он делает паузу, обдумывает что сказать или оговаривается, лезет в карман за словом, то острота и темперамент его мысли снижаются, ответ теряет оригинальность, как правило, это значит, что он не очень осведомлен в избранной для полемики теме или не созрел быть представленным на подобных встречах. Это, в свою очередь, означает, что участники такого рода мероприятий должны быть умственно развитыми, всесторонне осведомленными людьми, умеющими быстро и оригинально мыслить и отвечать, используя юмор и шутку для большего эффекта.
АСКИЯ – В УЗБЕКИСТАНЕ

Жизненные сюжеты, образы окружающих людей и их ежедневные общения, имеющие место в обществе и семье, передаются в остроумно, игриво построенных предложениях, богатых омонимами, фразеологиями, пословицами, поговорками, афоризмами, идиоматическими и жаргонными словами, метафорами. Обычно аскиябозы широко пользуются логическими ударениями на слова и слоги, помогающими сделать их искусство необычно доходчивым, доступным массам. Придавая словам живость, без чего аския превратилась бы в обычный разговор, они употребляют также художественные средства – сравнение, иронию, сарказм, гиперболу, что обогащает их ответы и вопросы, делая их более колкими и влиятельными. Предложения составляются по разному, от диалекта участников состязания зависит и их интонация. А абстракция в аские играет важную роль.

Аския имеет свою художественную композицию: свой сюжет и его элементы – кульминацию и развязку. Пик аскии достигается при поступлении потока последовательных мыслей, до конца раскрывающих ту или иную тему. При обоюдном состязании каждая сторона стремится к превосходству в остроумии, т.е. развивает смысловую нагрузку взаимной беседы. Момент наиболее глубокого выражения содержания темы и всестороннее ее раскрытие является достижением высшей точки аскии и заключением. Признаком победы считается бесконечный, продолжительный смех аудитории.

Аския является устойчивым, жизнеутверждающим жанром народного творчества. Одновременно она является неотъемлемой частью сатиры и юмора, которые вскрывают недостатки, имеющиеся в нашем обществе, изобличают непристойные и неприглядные явления, искореняют все негативное.
АСКИЯ – В УЗБЕКИСТАНЕ

Этот жанр устного творчества, ставший уже традицией, существует среди узбекского народа испокон веков. Об этом свидетельствуют данные ученых-литераторов, подтвержадающих, что аския переносилась в Индию лашкарами (воинами) Бабура. Наряду с этим, основатель узбекской литературы Алишер Навои в своих произведениях «Лейли и Маджнун» и «Фархад и Ширин» описывает, как исполнялись песни, музыки, танцы, клоунада, острословие во время торжеств. Живя в Герате, А.Навои собрал вокруг себя свыше двадцати мастеров острословия, а Мухаммеда Бадахши он называл учителем («пиром») аскиябозов.

Наряду с этим, знаменитый узбекский писатель Абдулла Кадири в своем романе «Скорпион из алтаря» также описывает, как аскиябоз - клоун Закир-гов разоблачил лицемерие хана и его вельмож. Эти примеры показывают, что аския давно бытовала в жизни народа. Особенно она получила развитие в Ферганской долине – Коканде, Маргелане, Андижане, а также Джизаке и Ташкенте. В народе большой популярностью пользовались такие мастера слова, как Дехкан Юзбаши Шерназаров, Эрка кары Каримов, Юсуфджан кизик Шакарджанов, Турсунбува, Домла –ака, Алимджан ака, Исмаилджан ака, Мамаюнус ака, Ака Бухара, Миршахид Миракилов, Саидахмад-аския, Домла ака Вахобов, Насир Мансуров, Мамаразык Исхаков, Ибрагимджан Джураев, Расулкари Мамадалиев, Шакасим Шаджалилов, Акмальхан Туйчиев, Каюм Мирзаахмедов и другие, которые получили большую известность в конце XIX и в XX веках. Следует также отметить таких острословов, как Ганиджан Ташматов, Джурахон Султанов, Ариф Хатамов, Халилилла Хикматиллаев, братья Шаалим и Шаакбар Шаджалиловы, успешно выступавшие в Ташкенте во второй половине ХХ века.

Примечательно, что в конце ХХ века аския, которая считалась только мужской сферой творчества и деятельности, начала привлекать и женщин. Так, узбекские артистки Лютфиханум Саримсакова, Тамараханум Петросян, Мукаррама Тургунбаева и другие также состязались в остроумии в своем кругу.
В настоящее время аския, обогатив свое содержание в более совершенных формах, продолжает жить в нашей стране. Это подтверждается и тем, что сейчас среди народа есть сотни молодых аскиябазов и тысячи их почитателей.

27 ноября 2014 года Комитет ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия на IX сессии в Париже включил узбекское искусство острословия аския в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, что несомненно послужит ее сохранению и развитию.

Источник: ИА «Жахон»


31-05-2015, 21:09 | 1297
Комментарии: 0

Партнеры

advertisement