Строим железный «Новый Великий шелковый путь»

Строим железный «Новый Великий шелковый путь»Строим железный «Новый Великий шелковый путь»

Строящийся в эти дни бурными темпами участок железной дороги Ангрен – Пап станет одним из важнейших участков нового Великого Шелкового пути.


Скромный 124-километровый отрезок свяжет не только Ферганскую долину с центральной частью Узбекистана, даст жителям трех областей долины выход во внешний мир, но и позволит существенно сократить расстояние по транспортному коридору Китай – Европа.

Как рассказал заместитель министра иностранных дел Китайской Народной Республики Чен Гопин во время приема группы журналистов из Центральной Азии еще два года назад, проект «Нового Великого Шелкового пути» – один из приоритетных для этой страны. И страны Центральной Азии – важное его звено. Соответственно и железнодорожный путь, связывающий бурно развивающиеся восточные провинции Китая, Синцзянь-Уйгурский автономный район, Кашгар с Кыргызстаном, Узбекистаном и другими странами региона, а потом с Россией и Европой – очень выгоден. Причем тут выгода взаимная: по той же дороге через Андижан, Наманган, Пап пойдет поток грузов транзитом из Китая в Европу и в обратном направлении. А это создает перспективы и для отечественного бизнеса. Представители малого бизнеса получат доступ к рынкам и смогут увеличить свою прибыль. Проект также позволит создать рабочие места в текстильной отрасли и в сфере услуг.

Не случайно китайская сторона приняла участие в финансировании этого проекта. В Ташкенте 29 ноября 2013 года по итогам переговоров Премьер-министра Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева с Премьером Госсовета Китая Ли Кэцяном было подписано заемное соглашение между Национальным банком внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан и Эксимбанком КНР о финансировании строительства тоннеля Ангрен – Пап на сумму $350 млн. Всемирный банк предоставил $195 млн., а около $1,089 млрд. являются собственными средствами ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», государственного бюджета и Фонда реконструкции и развития Узбекистана. Общая же стоимость проекта составляет почти 2 млрд. долларов.

ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» прогнозирует, что только в первый год работы дороги около 600 тыс. пассажиров воспользуются новой железнодорожной дорогой и около 4,6 млн. тонн грузов будут перевезены. Ожидается, что проект также позволит сократить выбросы парниковых газов примерно на 200 тыс. тонн в год.

Строим железный «Новый Великий шелковый путь»


Напомним, впервые решение о строительстве дороги Ангрен – Пап Президент Ислам Каримов озвучил 26 апреля 2013 года на внеочередной сессии Андижанского областного Кенгаша народных депутатов. «В Ферганской долине проживает более 10 млн. населения. Поэтому мы не вправе не обращать внимание на отсутствие железнодорожного сообщения с этим регионом. Этот вопрос решится в течение 2014 – 2015 годов. В 2016 году завершится строительство этой железной дороги, и мы получим возможность доехать до Андижана на поезде».

Прошло совсем мало времени, но уже сформировался облик дороги, которая успешно функционирует, в рамках проекта помимо тоннеля предусмотрено соорудить 285 водных и шесть дорожных проводников, 13 железнодорожных мостов, шесть станций и два вокзала. За минувший период текущего года здесь освоено 186,7 млн. долларов.

Строим железный «Новый Великий шелковый путь»

Разительно изменилась картина жизни еще недавно забытого Богом района нашей области. С площадки козлового крана логистического центра «Темирйулобод» на высоте 20 метров видно вокруг километров на двадцать: по дороге у подножия увенчанных снежными шапками горных вершин снуют автомобили, а вот вереница автопоездов со стороны Ангрена следует на станцию, которая является важнейшим звеном в новой электрифицированной железнодорожной линии Ангрен – Пап.

– Доставляемые сюда грузы мы перегружаем в железнодорожные вагоны, они разойдутся по Ферганской долине, – сказал крановщик Рахимжон Отабаев, занимая привычное место и наблюдая за сигналами стропальщика Турона Дустова. – Соответственно, и грузы из долины поступают сюда по железной дороге, затем перегружаются на автотранспорт и следуют в Ташкент и другие города. Мы же стараемся сделать все как можно быстро и не задерживать транспорт…
Строим железный «Новый Великий шелковый путь»

Правда, скоро положение изменится: в рамках контракта между фирмой «Сhina Railway Tunnel Group» (КНР) и ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» строится тоннель через перевал Камчик протяженностью 19 километров, а также штольный тоннель на случай нештатных ситуаций. Уже выполнены 42,9 млн. кубометров земляных и 16,2 млн. кубометров буровзрывных работ, строительные работы на 280 водопропускных сооружениях и шести путепроводах. Задействовано почти 4,3 тыс. рабочих и сотни механизмов и технических средств.

Уже завершены работы по противоположной проходке от первого вспомогательного забоя и ствол основного тоннеля успешно состыкован. Длина ствола и западного портала до первого забоя составляет 6 448 метров. По основному тоннелю буровзрывным методом пройдено 11 401 метр, по штольне безопасности – 12 549 метра, по вспомогательным штольням №№ 1, 2, 3 – 6 611 и в общей сложности пройдено 30 561 метр.

Вот и производственный участок «Темирйулобод» работает уже год, и с начала 2015 года план по грузообороту выполнен на 120 процентов, по прогнозам, надо было принять и отправить 120 тыс. тонн грузов, а на деле же этот показатель равен 14 3,7 тыс. тонн.

Строим железный «Новый Великий шелковый путь»

– Через наш участок методом смешанных автомобильно-железнодорожных перевозок проходят грузы самого разного назначения, – говорит начальник ПУ «Темирйулобод» Ферганского филиала АО «Узтемирйулконтейнер» Хуршид Юсупжанов. – В частности, контейнеры с запчастями и комплектующими для автомобилестроительного предприятия «GM Uzbekistan», танки-контейнеры со сжиженным газом, товары народного потребления, мебель, минеральные удобрения, стройматериалы, ЖБИ и другое. Перевозки осуществляются довольно интенсивно, в день отправляется примерно десять товарных вагонов. Здесь, как видите, создана вся необходимая инфраструктура, есть крытая площадка на 150 контейнеров, два козловых крана, погрузчики и пр.
В момент ввода участка в строй встала проблема опытных и квалифицированных кадров, пришлось прикомандировать сюда крановщиков, стропальщиков, водителей автокаров, товарных кассиров и приемосдатчиков грузов из Коканда, Маргилана, Намангана. Благодаря этому работа организована четко и слаженно: грузовики разгружаются очень быстро и простои транспорта исключены.
– Мы постарались решить все социальные проблемы, организовано горячее питание, транспорт, работники получают кефир, все обеспечены спецодеждой и средствами защиты. Кстати, недавно завершился месячник безопасности движения поездов и охраны труда, особое внимание уделялось профилактике травматизма, улучшению содержания грузоподъемных механизмов и условий для персонала, – продолжает Хуршид Юсупжанов.
– Я проработал на железной дороге 34 года и никак не думал, что буду водить поезда на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря, – сказал нам машинист маневрового тепловоза Марат Ахмедов. – Мне очень нравится здесь работать, хорошая зарплата, питание, созданы все условия.
Всего пару лет назад на месте новой железнодорожной станции Кушминор простиралась бескрайняя степь, а сейчас здесь появились железнодорожные пути и станция со всей инфраструктурой, вокзал. Например, на новой станции пока малолюдно, здесь проходят только товарные поезда, снабжающие строителей дороги всем необходимым, но вскоре здесь будут курсировать пассажирские поезда: появятся торговцы фруктами и знаменитыми лепешками-патыр, которые очень популярны у туристов, появятся новые маршруты для такси. Впрочем, здесь все готово к приему гостей: прекрасный перрон, комната матери и ребенка, медпункт и пр. По словам дежурного по станции Акрамжона Саидакбарова, здесь пока работает 15 человек, здесь созданы все условия для нормальной работы.
Строим железный «Новый Великий шелковый путь»

– Отсюда всего 43 километра до возводимого на перевале Камчик железнодорожного тоннеля, который вот-вот пробьется через горы и соединит все области Ферганской долины со столицей и остальными регионами страны. Сейчас, как видите, уже закончено строительство станции Кушминор, грузовой станции Темирйулобод, почти готовы станции Пап-2, Чадак и Кон, идет реконструкция и станции Пап, – вводит нас в курс дела начальник станции Пап Зохид Ташматов. – Работы ведутся быстрыми темпами, многие материалы и комплектующие: рельсы, шпалы и бетонные блоки доставляются товарными поездами через территорию Таджикистана. широко используются современные технологии, материалы и оборудование, изготовленное на отечественных предприятиях и за рубежом. В частности, трансформаторы ПРТ-АУЗ для питания рельсовых цепей, ламп светофоров, дроссельные трансформаторы, рельсовые соединители и прочие комплектующие, изготовленные на наманганском АО «Электротерм». Даже рельсовая решетка крепится с помощью новейших пандрольных соединений, что обеспечивает надежное соединение, быстрый ремонт и демонтаж.
Строим железный «Новый Великий шелковый путь»

– Какие у этого проекта перспективы?
– Как известно, в последнее время уделяется серьезное внимание развитию железнодорожных коммуникаций, дальнейшему совершенствованию движения электропоездов, более широкому внедрению энергосберегающих технологий. В последние годы к числу электрифицированных путей Ташкент – Самарканд, Ташкент – Ходжикент присоединилась линия Тукимачи – Ангрен. Ведется работа по электрификации железнодорожных участков Мараканд – Карши. Начаты работы по электрификации участка Самарканд – Бухара протяженностью 291 километр, локомотивный парк пополняется высокоэффективными электровозами.
Уникальный проект строительства железной дороги Пап – Ангрен станет логическим продолжением этой работы и даст мощный импульс для развития экономического потенциал страны, комплексного освоения и транспортировки богатых месторождений минеральных ресурсов, нефти и газа, цветных металлов, строительных материалов и других ценных полезных ископаемых, формирования новых рабочих мест и обеспечения занятости населения. Уже сейчас здесь созданы десятки рабочих мест, в разы выросла интенсивность перевозок…
Строим железный «Новый Великий шелковый путь»

– Как будет решаться проблема кадров для новой железной дороги?
– Кроме железнодорожных колледжей в Ташкенте и Коканде, готовить специалистов будут и в ряде колледжей Наманганской области. Новые группы открылись в Наманганском индустриальном колледже и Чадакском колледже горной металлургии. Так что проблем с кадрами не будет.
Попутно строящаяся железная дорога Ангрен – Пап становится своеобразной точкой роста. В районе железнодорожных станций на этом отрезке предусмотрено открыть базары, магазины, точки общепита. Также, по словам начальника станции Пап Зохида Ташматова, будут организованы автобусные маршруты для пассажиров.
Уже сейчас идет бурное строительство жилья, предприимчивые граждане возводят и другие строения, осваивая этот район. Несколько лет назад, проезжая на такси в Ташкент, отмечаешь обширные пустующие пространства. А ныне местный пейзаж расцвечивают окрашенные в разные цвета сельские дома, гаражи, железнодорожные станции.
До открытия дороги осталось уже совсем немного времени: первый поезд пройдет в июле 2016 года. И тогда сердце Центральной Азии, как еще называют Ферганскую долину, будет соединена со всем миром железным «Новым Великим шелковым путем».

Автор: Игорь РЕШЕТНИКОВ, «Новости Узбекистана»
Источник: 12news.uz
2-10-2015, 22:10 | 1804
Комментарии: 0

Партнеры

advertisement