Библейские притчи Ниёзали Холматова

Библейские притчи Ниёзали Холматова

Ниёзали Холматов за работой




Земля наша щедра талантами. Причем, талантами, умеющими впитать в себя мировую культуру, переплавить ее и сотворить нечто совершенно самобытное, отразив свое, национальное. Особенно ясно проявилась эта особенность в миниатюрах Ниёзали Холматова на библейские темы, большая серия которых выставлена на очередной персональной выставке художника в театре Марка Вайля «Ильхом».

Выставка открылась 15 декабря, украсила собою рождественские праздники и открыла посетителям тонкий мир философских и поэтических воззрений автора, прочитавшего в библейских сюжетах вечные истины, не утратившие своей значимости в течение тысячелетий. В миниатюрах художника они представлены в триединстве исторического, поэтического и художественного начал.

Со дня открытия выставки несколько раз побывала на ней, вновь и вновь всматриваясь в изящные рисунки под стеклом, любуясь плавной музыкой линий и едва проступающим в композиции орнаментом. Удивлялась синтезу восточных и русских мотивов в миниатюрах узбекского художника. Ниёзали Холматов немного рассказал о себе, и я поняла истоки гармоничного соединения разных творческих направлений в его работах.

Уроженец андижанского кишлака Кургантепа, Ниёзали с детства увлекался рисованием, занимался в кружке изоискусства в интернате, где он учился. Незаурядные способности позволили ему поступить в московский вуз, где учился искусству станковой живописи. Но спустя год юноша увлекся иконописью и перешел в Московское художественно-промышленное училище – там обучали мастеров-иконописцев. Здесь он познакомился и с искусством русской лаковой живописи, здесь же открыл для себя прежде не известную ему красоту восточной миниатюры, навсегда проникнувшись любовью к близкому его поэтической натуре жанру.

Москва с ее художественными школами и музеями открыла перед молодым художником широкие возможности изучения живописи разных эпох и стилей. Его влекла история, завораживали фрески, книжная графика древних духовных книг. Он изучал технику и приемы старых мастеров, но старался найти свой путь в творчестве, избегая копирования.

Получив диплом, работал на фабрике художественной гравюры неподалеку от Москвы. Кроме росписи и графировки, освоил ювелирное дело и открыл свою мастерскую, где начал разрабатывать принципы современной восточной миниатюры и создавать на их основе оригинальные произведения.

И все же Ниёзали влекла родная земля. К тому же, он и сам был нужен ей. Это хорошо понимал руководитель республики Шараф Рашидов. В конце 70-х годов прошлого века он предложил художнику вернуться на родину и создал необходимые для его творчества условия.


Библейские притчи Ниёзали Холматова

Приём у Соломона


Вот что напишет спустя годы о роли Н. Холматова в современном узбекском искусстве доктор искусствоведения Камола Акилова: «Благодаря таким художникам как Ниёзали Холматов, миниатюра в Узбекистане в годы независимости стала не просто традицией или видом искусства, а скорее ёмким художественно-стилистическим направлением, включающим в себя лаковую миниатюру, настенную роспись, миниатюру на бумаге, ткани, коже. Н. Холматов - один из первых художников в Узбекистане, который пытался осмыслить и чувственно, и прагматически опыт суфизма – сферы религиозного, и шире – духовно-нравственного опыта, оказавшего огромное воздействие на всё средневековое художественное творчество. И это показательно для современного искусства Узбекистана. Востребованность глубинных духовных поисков, необходимость опоры на генетический код, идущий из глубины веков, определяет обращение к суфизму».

Вот и раскрылся секрет универсальности, проступающей в миниатюрах Ниёзали Холматова по библейским мотивам – их вневременная связь с глубинными истоками духовности, которая во всех верованиях и религиях стремилась к гармонии и единству тела и духа, «достижению божественного совершенства человека посредством религиозной любви». Понимание первооснов творческой лаборатории художника помогло лучше осмыслить символы и образы, прочитываемые в его миниатюрах, словно они зазвучали на некогда всем понятном общем наречии, с помощью которого изъяснялись строители древней Вавилонской башни. Этот язык – язык духовности, свойственной всем учениям, призывающим людей к совершенствованию и гармонии. К сожалению, он был утрачен в силу несовершенства людей, и лишь духовные искания и чистота в образе жизни ведут к бесконечному совершенству.
Библейские притчи Ниёзали Холматова



Караван Сабо


Каков он - этот путь? С какими препятствиями встречалось человечество на долгом пути духовных исканий? Образы и метафоры, символизирующие его, мы видим на выставке.

Одна из миниатюр посвящена теме «золотого тельца». С библейских времён этот образ был символом не только богатства и власти, но алчности и корысти. Но в «золотом тельце» заложен и более глубокий смысл: нарушение первой заповеди – веры, и нарушение второй – «не сотвори кумира».


Библейские притчи Ниёзали Холматова


Золотой телец


Притча эта волновала не только художников, но и композиторов, писателей, режиссеров, которые истолковывали в своём творчестве этот символ. Современность не освободилась от власти «золотого тельца», и по-прежнему «люди гибнут за металл».
Есть на выставке и миниатюра, посвященная притче о манне небесной. Мягкие краски, музыкальность композиции привлекают к ней зрителей. Образ упавших с неба благ присутствует и в Библии, и в Коране.


Библейские притчи Ниёзали Холматова

Манна небесная


Мечта о вечном хлебе... Но без труда и манны не собрать. Не об этом ли стоит подумать, ожидая награды свыше?

А тема Исхода, когда море расступилось, спасая праведных и уничтожая преследователей? Эта миниатюра, как и некоторые другие чем-то напоминает лубок или рисунки древних мастеров к житию святых: лаконизм, цветовые контрасты или же прозрачность, условность – всё это свойственно также лубку и иконописи. Но даже в таком стиле общий колорит миниатюр Холматова не утрачивает ориентальной, то есть восточной певучести линий.

Можно было бы говорить отдельно о каждой из миниатюр – на выставке их несколько десятков. Но лучше взглянуть на работы и познакомиться с оригиналами. На днях выставка завершает свою работу.

Тамара САНАЕВА
Источник: nuz.uz
12-01-2016, 19:56 | 930
Комментарии: 0

Партнеры

advertisement