Трудовая миграция из Узбекистана в условиях современности – проблемы и пути их решения

Категория: Пресса » Новости
   В современном мире экономический прогресс становится все более зависимым от мировых тенденций и закономерностей общественного развития, активного взаимодействия национальных экономик разных стран. Ярким проявлением процессов глобализации становится растущая миграционная подвижность населения. Миграция признается не только фактором социальных преобразований и развития страны, но и порождает множество проблем, требующих постоянного контроля.

   Об этом корреспонденту УзА рассказал депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан от фракции Либерально-Демократической партии Узбекистана (УзЛиДеП), член Комитета по бюджету и экономическим реформам Мухаммаджон Турсунов.

   – Что такое трудовая миграция и чем она обусловлена?

   – Трудовая миграция – процесс объективный и экономически обоснованный. Для самих мигрантов это возможность найти работу в другом регионе или даже стране. Для экономики принимающего мигрантов региона или государства данное явление выступает как дополнительная возможность привлечения трудовых ресурсов при отсутствии их на местном рынке. Но помимо положительного эффекта, трудовая миграция создает и множество проблем. В первую очередь речь идет о международной трудовой миграции.

   В большинстве стран мира важнейшей причиной, обусловливающей занятость иностранной рабочей силы, является ее нехватка в отдельных секторах экономики и регионах, по отдельным профессиям и видам работ. Прежде всего, это те сферы занятости, которые характеризуются низким уровнем оплаты труда и его неквалифицированностью, отдаленностью мест работы.

   Нынешняя политика государств, касающаяся трудовой миграции, направлена в первую очередь на борьбу с безработицей внутри страны, так как в экономике существует и такое понятие, как внутренняя миграция. Поэтому приоритет отдается, прежде всего, трудоустройству своих граждан.

   – Каков порядок выезда граждан Узбекистана за рубеж в поисках заработка и как законодательно защищаются их права?

   – В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по совершенствованию организации трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом" от 12 ноября 2003 года регулирование процессов трудовой миграции, решение вопросов по обеспечению трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом и иностранных граждан в Республике Узбекистан возложено на Агентство по вопросам внешней трудовой миграции (АВВТМ), а также региональные бюро по трудоустройству граждан за рубежом при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан. В целях расширения зоны охвата они действуют в городах Ташкенте, Бухаре и Нукусе, Фергане и Карши. При этом граждане нашей страны, в соответствии с законодательством, имеют право выезжать за рубеж для осуществления трудовой деятельности на основании межправительственных, межведомственных договоров и соглашений по линии Министерства труда и социальной защиты населения.

   В рамках упомянутого постановления правительства граждане имеют право также выезжать за рубеж для осуществления трудовой деятельности по частным трудовым контрактам по разрешениям, выдаваемым агентством. Так, например, подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и Министерством труда Республики Корея по отправке рабочих в Республику Корея по системе разрешения занятости, так называемому свободному найму. Перед выездом в указанную страну для осуществления трудовой деятельности граждане Узбекистана проходят обучение в Центре предвыездной адаптации и обучения граждан, выезжающих за пределы государства. Здесь они получают информацию об основах законодательства, традициях и нормах поведения в стране въезда; обучаются языку страны въезда на уровне, достаточном для общения и выполнения трудовых функций, правилам техники безопасности и охраны труда на производстве, на котором им предстоит работать по контракту; проходят комплексное медицинское освидетельствование с учетом требований зарубежных работодателей. При этом по приезде в данную страну трудовой мигрант из Узбекистана имеет право на страхование жизни и здоровья, а также иные виды страхования.

   Вместе с тем, согласно меморандуму, каждый работодатель заключает с работником из Узбекистана трудовой контракт, который содержит социальные и трудовые гарантии в период осуществления трудовой деятельности, включая и медицинское страхование. Также он регулирует условия труда и проживания, порядок оплаты труда, в частности, заработную плату гражданина Узбекистана в Южной Корее, которая должна быть не ниже одной минимальной заработной платы, установленной в стране пребывания.

   Узбекистаном на постоянной основе проводится работа по обеспечению защиты прав своих граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом. В частности, по Республике Корея все возникающие соответствующие вопросы решаются путем обращения в Министерство труда, Службу развития людских ресурсов этой страны (СРЛР), посольство Республики Корея в Узбекистане либо посольство Узбекистана в Республике Корея.

   В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан "Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" от 11 мая 1994 года и пунктом 2.17-1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек за №402 от 29 января 1998 года записи в трудовые книжки граждан Республики Узбекистан о периоде работы за рубежом (на договорной основе) вносятся на основании соответствующих сведений агентства по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан при уплате страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов (после предоставления справки), если в международных соглашениях не предусмотрены иные положения.

   – Какие проблемы возникают при нелегальной миграции граждан Республики Узбекистан на заработки за рубеж?

   – Решение проблем, связанных с трудовой миграцией, требует объединения усилий многих стран. Зачастую в случае выезда граждан Республики Узбекистан за рубеж не по линии агентства и региональных бюро по трудоустройству граждан за рубежом (то есть нелегально), согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по совершенствованию организации трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом" от 12 ноября 2003 года, социальное обеспечение и все вышеперечисленные гарантии не предоставляются. Это обусловливается отсутствием какого-либо документа, регламентирующего упомянутый порядок. Вместе с тем, по информации Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, в случаях нелегального пребывания наших граждан в другой стране наблюдаются задержки, и даже невыдача заработной платы, низкий уровень условий труда и быта, несоблюдение норм техники безопасности.

   Кроме того, гражданин Узбекистана не имеет возможности самостоятельно изучить законность деятельности выбранной иностранной компании, а также лишает себя права свободного передвижения по стране. В этом случае, учитывая неосведомленность компетентных органов Республики Узбекистан, а также наших дипломатических представительств за рубежом о пребывании узбекского трудового мигранта в стране осуществления трудовой деятельности последний зачастую становится жертвой торговли людьми. Кроме того, гражданин нашей страны, выезжающий за рубеж на заработки нелегально, не проходит обязательную программу в Центре предвыездной адаптации и обучения граждан, выезжающих за рубеж, а значит, не информирован об основах местного законодательства, традициях и нормах поведения и так далее.

   К тому же имеются случаи изъятия удостоверяющих личность гражданина Узбекистана документов, что не позволяет легально и свободно покинуть страну пребывания и вернуться на Родину. Это, в свою очередь, свидетельствует о наличии факта торговли людьми и несоблюдения прав человека.

   Следует отметить, что в случае наличия записи в Иммиграционной службе иностранного государства о нелегальном пребывании трудового мигранта в данной стране ему часто отказывают в выдаче визового сертификата для въезда. Если же в паспорте гражданина Узбекистана есть отметки о депортации из страны пребывания, ограничивается его въезд в данную страну на последующие пять и более лет. Острота проблем трудовой миграции не снизилась в связи с глобальным экономическим кризисом, а в некоторых моментах даже обострилась. В частности, актуальными остаются такие вопросы, как потребности рынка труда, соотношение и качество рабочей силы, предлагаемой рынку труда внутри страны и из внешних источников, проблемы легализации и защиты, трудовых прав мигрантов, их культурная и трудовая адаптация и так далее.

   К сожалению, не становится меньше и различных злоупотреблений со стороны работодателей, которые не обеспечивают нормальные условия труда иностранным работникам, не выплачивают им заработную плату и так далее. Как правило, подобные ситуации возникают тогда, когда иностранный гражданин трудится нелегально. Например, довольно распространенной является ситуация, когда официально на непрестижную работу оформляется местный гражданин, но работает иностранец-нелегал, который получает зарплату меньше официальной. Как правило, на разнице наживаются должностные лица предприятий. И таких примеров можно привести тысячи.

   – Усиливающееся мировое разделение труда способствует и увеличению трудовой миграции. Какие меры следует предпринять в целях защиты прав наших граждан, выехавших на заработки за рубеж?

   – Сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждено, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции. Например, Россия все сильнее будет зависеть от труда мигрантов. "Российская экономика не выживет без привлечения труда мигрантов" – это категоричное утверждение в начале 2000-х годов выглядело правдоподобным. Во многих регионах Российской Федерации локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году Российские трудовые ресурсы сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025 году – на 18–19 миллионов.

   Опираясь на опыт, накопленный другими государствами, в частности, странами Европейского Союза, в области миграционного законодательства, следует усиливать правовую базу и при активном участии специализированных международных организаций и объединений решить ряд проблем путем подписания соответствующих двусторонних договоров.

   В эпоху глобализации процессы миграции оказывают большое влияние на экономическую, политическую и социальную жизнь различных государств. В этой связи вопросы трудовой миграции в долгосрочной перспективе будут сохранять свою остроту и актуальность, а следовательно, требовать от нас постоянного совершенства законодательства в этой области.

Источник: УзА
17-01-2012, 23:10 | 7417
Комментарии: 0

Партнеры

advertisement