Трудоустройство за рубежом на законных основаниях. Работа за рубежом: Как не лишиться гарантий правовой и социальной защиты

Трудоустройство за рубежом на законных основаниях. Работа за рубежом: Как не лишиться гарантий правовой и социальной защиты За годы независимости Узбекистан занял достойное место среди стран мирового сообщества, и наряду с процессами социально-экономического развития республики усилился процесс международной трудовой миграции. Граждане Узбекистана получили возможность трудиться и зарабатывать за рубежом, а у нас в стране открываются представительства зарубежных компаний и организаций, в которых работают иностранные граждане. И работа наших граждан за рубежом, и трудовая деятельность иностранных граждан в Узбекистане должны иметь под собой обязательную правовую основу.

Сегодня возникает множество вопросов о правовой и социальной защите трудовой деятельности наших граждан за рубежом. Знать ответы на них необходимо каждому, кто стремиться работать за пределами страны, ведь незаконный вывоз людей за границу с обещанием «легкого» трудоустройства и «заманчивых» заработков очень часто заканчивается преступной торговлей людьми, которая в последнее время превратилась в прибыльный бизнес нечистых на руку «дельцов». Повышение уровня правовой грамотности населения в этих вопросах является в настоящий момент актуальной государственной задачей. Большую работу в данном направлении ведёт Агентство по вопросам внешней трудовой миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, куда наша редакция и обратилась за разъяснениями по многочисленным вопросам наших читателей о законном трудоустройстве за рубежом, гарантирующем правовую и социальную защиту.

– Как можно гражданину Респуб¬лики Узбекистан осуществлять трудовую деятельность зарубежом на законных основаниях?
– В соответствии со ст.13 Закона РУ №510-ХII от 13.01.1992 г. «О занятости населения» Граждане Республики Узбекистан имеют право на трудовую деятельность, самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Республики Узбекистан. Трудовая деятельность граждан Респуб¬лики Узбекистан за пределами страны и иностранных граждан в Республике Узбекистан осуществляется в порядке, установленном законодательством. В соответствии с Постановлением КМ РУ №505 от 12.11.2003 г. регулирование процессов трудовой миграции, решение вопросов по обес¬печению трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом возложено на Агентство по вопросам внешней трудовой миграции, а также региональные бюро по трудоустройству граждан за рубежом при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

– Какие функциональные задачи поставлены перед Агентством по вопросам внешней трудовой миграции?

– Основными задачами Агентства являются:

участие в разработке и реализации проектов международного сотрудничес¬тва в области трудовой миграции;

осуществление сотрудничества с компетентными органами иностранных государств по вопросам выделения квот и разрешений для трудоустройс¬тва граждан Республики Узбекистан за рубежом и иностранных граждан в Республике Узбекистан;

оказание содействия гражданам Республики Узбекистан в реализации их права на трудовую деятельность за рубежом путем организации трудоус¬тройства, проведения предварительных адаптационных мероприятий с кандидатами на трудоустройство за рубежом;

координация трудовой деятельнос¬ти граждан Республики Узбекистан за рубежом и иностранных граждан в Республике Узбекистан;

координация деятельности региональных хозрасчетных Бюро по трудоустройству граждан за рубежом, а также Центра предвыездной адаптации и обучения граждан, выезжающих за рубеж;

развитие сотрудничества с зарубежными фирмами (предприятиями, учреждениями, компаниями), осуществляющими найм иностранной рабочей силы;
выдача (продление) разрешений гражданам Республики Узбекистан на осуществление трудовой деятельнос¬ти за рубежом в соответствии с решениями межведомственной комиссии по отбору кандидатур для отправки граждан Республики Узбекистан на работу в зарубежные страны;

выдача (продление) разрешений юридическим лицам на привлечение иностранной рабочей силы, а также подтверждений на трудовую деятельность иностранным гражданам на территории Республики Узбекистан, с учетом анализа процессов внешней трудовой миграции, долгосрочных и среднесрочных прогнозов развития трудовой миграции населения в соответствии с предложениями Министерства труда и социальной защиты населения Республики Каракалпакстан, главных управлений по труду и социальной защите населения хокимиятов областей и г. Ташкента.

– Чем грозит гражданину Респуб¬лики Узбекистан работа за рубежом, на которую он поехал, минуя Агентство?

– Нелегальная миграция – это, преж¬де всего, благоприятная среда для торговли людьми, жертвами которой могут стать граждане Республики Узбекистан, незаконно выехавшие за рубеж для осуществления трудовой деятельности.

– В настоящее время есть много информации о приглашении на работу в страны ближнего и дальнего зарубежья со стороны различных организаций. Могут ли частные фирмы у нас в республике заниматься отправкой людей на работу за рубеж? Как правильно действовать, чтобы на легальных основаниях воспользоваться приглашением от зарубежных работодателей?

– В соответствии с законодательством Республики Узбекистан Граждане Узбекистана имеют право выезжать за рубеж для осуществления трудовой деятельности на основании межправительственных, межведомственных договоров и соглашений только при содействии Агентства по вопросам внешней трудовой миграции и региональных хозрасчетных Бюро по трудоустройству граждан за рубежом в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

Граждане Республики Узбекистан имеют право выезжать за рубеж для осуществления трудовой деятельнос¬ти по частным трудовым контрактам только по разрешениям, выдаваемым Агентством по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан. Для получения подробной информации о порядке трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом можно посетить сайт www.migration.uz, или обратиться по телефону: +(99871) 214-52-03
В 2008 году Агентством создана горячая линия связи – «телефон доверия» (звонить: +(99871) 214-30-76 , 214-54-36) для получения информации по фактам торговли людьми, вывоза граждан за рубеж обманным путем с целью анализа информации и последующего уведомления соответствующих правоохранительных органов в отношении противоправной деятельности отдельных юридических и физических лиц, занимающихся трудоустройством граждан за рубежом в обход действующего законодательства республики. По некоторым случаям правоохранительными органами республики уже возбуждены уголовные дела.

В СМИ на постоянной основе транслируется цикл передач, а также публикуются статьи, посвященные предотвращению возможной торговли людьми. Регулярно распространяются плакаты, буклеты, предупреждающие о негативных последствиях нелегальной миграции за рубеж.

– Как решается вопрос о зачислении периода работы за границей в стаж работника? Как это влияет на размер пенсии в последующем?

– На основании Постановления КМ РУз за №249 от 11.05.1994 г., Инструкции о порядке ведения трудовых книжек за №402 от 29.01.1998 г., в т.ч. п.2.17-1 записи в трудовые книжки граждан Республики Узбекистан о трудовом периоде работы за рубежом (на договорной основе) вносятся на основании соответствующих сведений Агентства по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан при уплате страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан (после предоставления соответствующей Справки), если в международных соглашениях не предусмотрены иные положения. На основании ст. 293 Трудового Кодекса РУз, а также закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» размер пенсии зависит от продолжительности стажа работы и складывается из следующих составляющих: базового размера пенсии; повышения пенсии за стаж работы; надбавок к пенсии.

– Поясните, пожалуйста, порядок оформления трудовой деятельности иностранных граждан в Республике Узбекистан?

– Иностранный гражданин, въезжающий в Республику Узбекистан с целью осуществления трудовой деятельнос¬ти, может работать на территории Республики Узбекистан только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности и на основании полученного работодателем разрешения, выданного Агентством. При этом условия и порядок выдачи (продления) разрешений на право привлечения иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан, а также выдачи (продления) подтверждений иностранным гражданам на право осуществления трудовой деятельности на территории Респуб¬лики Узбекистан регламентируется Положением «О порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан», утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 408 от 19 ноября 1995 г.

Материал подготовлен при содействии Агентства по вопросам внешней трудовой миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан
11-01-2012, 18:59 | 5634
Комментарии: 0

Партнеры

advertisement