Малик Каюмов / Malik Kayumov

Категория: Новости, История

Малик Каюмов    /    Malik Kayumov    Малик Каюмов    /    Malik Kayumov

 

 

Малик Каюмов    /    Malik Kayumov    

 


 

 

 

Малик Каюмов родился в апреле-мае 1911 года (по официальным данным — 22 апреля 1912 года) (по другим источникам — в 1910) в Ташкенте (ныне в Узбекистане). По национальности узбек. Точная дата его рождения неизвестна: метрики ЗАГСа в то время отсутствовали. Всех своих 14 детей отец записывал на страницах Корана, который был утерян после его смерти. Малику известен лишь год рождения. Как рассказывала его мать, это было весной, когда на базаре продавали свежую зелень. По мнению самого Каюмова, это было в апреле-мае.

 

Малик жил в Ташкенте неподалеку от нынешнего аэропорта. Его отец, Абдукаюм Каюмов, был самым состоятельным человеком в городе и во всем Узбекистане, имел несколько кожевенных заводов, владел фруктовыми садами на 400 гектар земли. Из любви к лошадям построил ипподром, где организовывал скачки. После его смерти (когда отец умер, Малику было три года), на его счету в банке было обнаружено 10 миллионов золотых рублей.

Реклама:

Мать, Сабринисо-ая, была человеком достаточно образованным; хорошо говорила по-русски, читала по-арабски и знала Коран. В семье было четырнадцать детей, но многие из них умерли от голода, в результате осталось всего пятеро. Семья Каюмовых в основном кормилась от продажи тюбетеек, которые вышивала мать, а дети продавали на базаре.

С шести лет Каюмов пошёл в махаллинскую школу, которую окончил в начале 1920-х годов. Его учителем был Тохири, которого позднее наградили орденом Ленина и представили к званию «Народный учитель Узбекистана». Из стен школы вышли многие знаменитости Узбекистана, в частности, академики Абид Садыков, Хамдам Усманов, Малик Набиев, а родной брат Малика Абдухамид стал позднее министром строительства и эксплуатации автомобильных дорог Узбекской ССР.

Начало карьеры

Карьера Малика Каюмова в кинематографе Узбекистана началась с восемнадцати лет, когда после окончания школы он был взят на первую узбекскую кинофабрику «Шарк Юлдузи» («Звезда Востока») (ныне «Узбекфильм») режиссёром Николаем Кладо, сыном известного историка и теоретика русского флота. В 1930 году впервые снялся в качестве актёра, сыграв роль комсомольца в игровом фильме Н. Кладо «Американка из Багдада», позже снимался в некоторых других фильмах. Одновременно продолжал работать на кинофабрике ассистентом оператора. Его наставником был немец Фридрих Веригородский, научивший Малика некоторым тонкостям кинооператорского искусства.

В 1930 году Каюмов с Н. Кладо переехал в Москву, а в 1931 году поступил во ВГИК, учился на операторском отделении. Через два года, немного овладев профессией оператора и не получив диплома, вернулся в Ташкент, где был взят на работу в Ташкентскую студию кинохроники (ныне «Узкинохроника»), одновременно работал в «Союзкинохронике» (ныне Российская центральная киновидеостудия хроникально-документальных и учебных фильмов) собственным корреспондентом по Средней Азии (1932—1940). Снимал первый ташкентский автобус, костёр, в котором узбекские женщины сжигали свои паранджи.

В 1939 году кинолента Каюмова «Ташкентский текстильный комбинат» попала на Всемирную выставку в Нью-Йорке, где была удостоена Большой Золотой медали. В 1939 году снял фильм о строительстве 270-километрового Большого Ферганского канала, который назывался «Могучий поток». С того времени к Каюмову пришла известность, а его фильм признали в Узбекистане классикой кинорепортажа.

В июне 1941 года от Ташкентской студии кинохроники Каюмов был прикомандирован к экспедиции, которой было поручено провести работу по установлению документальной подлинности захоронения Тимура — вскрыть гробницы Тамерлана, его сына Шахруха и внука Улугбека в Самарканде. Малика с тремя операторами включили в состав экспедиции не случайно. Каюмов в то время был достаточно известный в республике кинооператор и едва ли не единственный в Ташкенте человек, который мог управлять камерой. В раскопках гробницы участвовал председатель правительственной комиссии востоковед А. А. Семёнов, М. М. Герасимов, прежде восстанавливавший по останкам костей облик царя Иоанна Грозного, учёный Т. Н. Кары-Ниязов, писатель С. Айни.

96-летний Малик Каюмов верил в проклятие Тамерлана и в то, что если бы не началась эксгумация, то не было бы Великой Отечественной войны. Об этом он подробно рассказал, дав интервью в документальном фильме «Проклятие Тамерлана» (2003 год).

Фронтовой оператор

С 1941 по 1945 год Малик Каюмов находился в составе фронтовых киногрупп, снимал бои на Калининском фронте, под Москвой, в районе города Ржева, а также при освобождении Белоруссии.

Фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Парой Каюмову был Алексей Семин, который дважды его спасал, вынося раненым с поля боя. После первого ранения Малик лечился в госпитале три месяца. Второе ранение было им получено в 1944 году в боях под Минском: три пули из автомата попали ему в ногу. Лечился в госпитале в Москве, в Лефортово. Доктора хотели ампутировать ногу, но в итоге её удалось спасти. В марте 1945 года Каюмов был демобилизован инвалидом 2-й группы.

В узбекистанском кинематографе

С 1946 года работал режиссёром-оператором, директором, художественным руководителем хроники Ташкентской киностудии («Узбекфильм»). С 1961 по 1976 год был директором, а затем художественным руководителем киностудии научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана. Уже в начале 1950-х годов считался лучшим режиссёром документального кино в республике. Всего Малик Каюмов снял свыше 400 полнометражных и короткометражных кинолент.

Сразу после войны вышел знаменитый фильм Каюмова, посвящённый строительству ГЭС в долине Сырдарьи «Огни Фархада», после него — кинокартина «Приезжайте к нам в Узбекистан». Последняя была удостоена Золотой медали на Международном кинофестивале в Венеции. По всему миру был показан документальный фильм режиссёра «Паранджа», который был удостоен одного из высших призов — «Золотой голубь» Международного кинофестиваля неигрового и анимационного кино в Лейпциге (ГДР, 1979).

В 1966—1968 годы Каюмов снимал последствия землетрясения в Ташкенте. Документальный фильм «Ташкент, землетрясение», запечатлевший борьбу человека со стихией, а также большие стройки в Узбекской ССР, обошёл весь Советский Союз. Каюмов несколько лет снимал документальное кино о зарубежном Востоке, получившее также широкую известность. Наиболее известные среди этих работ: «Утро Индии», «Вьетнам — страна моя». Снял серию фильмов об Афганистане. Особую популярность принёс кинорежиссёру фильм «Кто стреляет в республику» 1984 года.

Из интервью с Маликом Каюмовым:

Сколько раз смерть играла со мной в прятки, а я сам не знаю, как и почему, обманывал её. Дважды во время съемок тонул. Был на грани смерти в авиационной и автомобильной катастрофах. На своем веку я много летал, много смотрел, снимал, встречался со многими людьми. Моими собеседниками были в разное время Шарль де Голль, Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Шастри, Хо Ши Мин…

«Старайся улучшить всё, к чему прикоснутся твои руки» — сказал мне как-то Александр Довженко. Меня часто упрекают в том, что мои картины слишком красивы. Да, красивы. Но разве не красивы моя земля и мой народ? Почему я должен видеть уродство там, где его нет? Конечно, не всё так прекрасно, как в фильмах Каюмова. Но я такой воспринимаю мою Родину. Если меня узнавали и признавали в Москве, так это потому, что я открыл людям малоизвестные раньше Хорезм и Каракалпакию. А потом всю жизнь старался открывать узбекские дворы, старинные медресе, арыки, каналы… Узбеков. Прежде всего — их. Но при этом я интернационалист и ненавижу шовинизм: ненависть к другим народам — удел слабых. Но свой народ я знаю лучше других.

Малик Каюмов трижды был членом жюри Международного кинофестиваля в Москве и дважды председателем жюри Всесоюзного кинофестиваля (1966, 1977). Был председателем республиканского клуба творческой молодежи «Ильхом».

В 1975—1986 и 1988—1996 годах был первым секретарем правления Союза кинематографистов Узбекской ССР

Член КПСС с 1960 года. Неоднократно избирался депутатом районных и Ташкентского городского Советов народных депутатов, членом бюро Ташкентского обкома КП Узбекистана. Депутат Верховного Совета Узбекской ССР 9-го (1975—1979) и 12-го созывов (1990—1994).

Малик Каюмов скончался в Москве 29 апреля 2010 года, куда приехал для участия в параде Победы.

Глубокое соболезнование в связи с его кончиной выразили Президент Российской Федерации Д.А.Медведев и Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов,видные общественные и политические деятели.

Похоронен 30 апреля в Ташкенте с государственными почестями на кладбище Сагбан, рядом с братьями и близкими.

Семья

Был женат. Имеет детей (проживают в Москве).

Награды и звания

Герой Социалистического Труда (05.12.1990)

Два ордена Ленина (23.07.1980; 05.12.1990)

Орден Красного Знамени (16.07.1944)

Орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985)

Два ордена Трудового Красного Знамени (18.03.1959; 22.06.1971)

Орден Дружбы народов (17 августа 1989 года) — за заслуги в укреплении культурных связей с Республикой Афганистан

Орден Красной Звезды (20.04.1943)

Орден «Знак Почёта» (23.05.1940) — за фильм «Могучий поток»

Орден «Эл-юрт Хурмати» (Узбекистан, 1999)

Две медали «За трудовое отличие» (16.01.1950; 06.12.1951)

Медаль «Жасорат» (Узбекистан, 1995)

Медали

Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1940)

Народный артист Узбекской ССР (1965)

Народный артист СССР (1967)

Государственная премия СССР (1981) — за документально-публицистические кино- и телефильмы «Земельная реформа», «Афганистан. Революция продолжается», «Два дня в апреле. Репортаж о революции», «Афганистан. Жаркая зима»

Государственная премия Узбекской ССР имени Хамзы (1965) — за фильм «От весны до весны»

Национальная премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1991)

Более двадцати Почётных грамот Президиумов Верховных Советов РСФСР, Узбекской, Белорусской, Таджикской, Киргизской, Казахской, Туркменской, Эстонской ССР

Большая Золотая медаль Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939, фильм «Ташкентский текстильный комбинат»)

Золотая медаль на Международном кинофестивале в Венеции (фильм «Приезжайте к нам в Узбекистан»)

Дипломы I степени на Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Латинской Америки (фильмы «Памятники культуры Узбекистана», «Мусульмане Страны Советов»)

Диплом I степени Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде (1964, фильмы «От весны до весны»)

 

Приз «Золотой голубь» Международного кинофестиваля неигрового и анимационного кино в Лейпциге (ГДР) (1979, фильм «Паранджа»).

23-09-2019, 09:23 | 164
Комментарии: 0

Партнеры

advertisement