Доклад Саипжамала Кргановой!
( Крганова С.С.,к.ф.н.,доцент Южно-Казахстанский универститет им.М.Ауэзова, г.Шымкент, Казахстан )
На тему: Значение социально — философских воззрений Алишера Навои !
В этом году мы отмечаем 580-годовщину великого поэта, мыслителя, общественного деятеля Низамиддин Мир Алишера Навои. Он родился 9 февраля 1441 г. в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. В это время страной правил сын Тамерлана Шахрух, а столица была перенесена из Самарканда в Герат. Дядя по матери Мир Алишера — Мир Саид- был поэтом; второй дядя — Мухаммад Али- был известен как музыкант и каллиграф, писал стихи под псевдонимом Гариби.
Таким образом, мальчику уже с раннего детства приходилось слышать постоянно чтение стихов, социально- философские и политические рассуждения взрослых умов того периода . Отмечая деятельность Алишера Навои в социальной сфере, необходимо отметить то, что Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили Джами, султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни, историки Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Кемаледдин Бехзад , архитектор Кавам-ад-дин.
Как свидетельствуют историки, Навои возвел мечеть и медресе, получившее название Ихласийа. Медресе было разделено на две половины: восточную и западную, в каждую было назначено по одному преподавателю, из которых один читал курс законоведения ( фик х ), а другой — курс хадис (изречения пророка). Каждый преподаватель должен был обучать по одиннадцати учащихся. Против медресе было построено здание где чтецы Корана должны были постоянно читать священную книгу. Это здание получило название Дар ал-хуффаз (Дом чтецов Корана). Примечателен тот факт, что в условиях средневековья, государство тимуридов, оказывало помощь беднейшим слоям населения. Например, с южной стороны медресе, была сооружена ханака, где неимущим ежедневно раздавалась бесплатно пища, а раз в году — и одежда. Около ханаки было построено здание, предназначенное для пятничной молитвы. Ханака получила название Хуласийа.
В эпоху средневековья государством тимуридов была предусмотрена социальная поддержка сферы образования: преподавателям медресе назначалось каждому в год по 1200 золотых и 24 мешка зерна. А студенты делились на три разряда по их успеваемости: шести лучшим назначалось по 24 золотых и 5 мешков зерна; восьми средним — по 16 золотых и 4 мешка; восьми наиболее слабым—по 12 золотых и 3 мешка. Вместе с тем, Алишер Навои занимался благотворительностью, ежегодно он раздавал нищим тысячу комплектов одежды. Им было построено 380 общественных зданий. 14 апреля 1469 г., при дворе Султан-Хусайна в Герате был большой прием. На празднестве выступал Навои и поднес султану касыду (оду) «Хилалийа» («Новолунная»), получившую такое название, вероятно, потому, что последним словом во всех бейтах ее (редифом) было слово хилал. В этом же году Алишер Навои назначается на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара, с которым его связывали дружеские отношения. В 1472 году получил чин визиря и титул эмира. В 1476 году он подал в отставку, однако остался приближенным султана,
который доверял ему важные дела в Герате. В 1487—1489 годах Алишер Навои занимает должность главы города Астрабад, после чего возвращается в Герат.
Поэт в своих произведениях затрагивает проблемы морали, религии, философии, общественной жизни.. Первая поэма “Хамсы” А.Навои состоит из вступления (9 частей), 20-ти глав-бесед (мулокат), эпилога. Каждая из глав иллюстрируется притчей. Навои, описывая красоту мира, приходит к следующему выводу:
«В твоей казне нет числа богатству,
Но, из всех богатств высшее — человек».
А значит, все блага мира существуют для человека.
Человеку предназначено самое лучшее из всех драгоценностей.
За вступлением следуют главы-смятение, их три: о красоте земли,Вселенной, совершенстве человека. Назначение личности видит поэт в разумном пользовании всем сущим. Величайшее бедствие, недопустимое зло по мысли Навои, — тирания, деспотизм, насилие, лицемерие. Жестокое осуждение вызывает у Навои моральное разложение высших слоев общества. Вся поэма проникнута гуманной идеей справедливости, как залога процветания страны и народа.
Вершина творчества Навои — знаменитая «Хамса» (Пятерица), включающая в себя пять эпических поэм: дидактическую «Смятение праведных» (1483) и сюжетные героические (дастаны) «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (1484), «Семь планет» (1484), «Стена Искандера» (1485). «Смятение праведных» — первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. В ней разрабатываются мотивы поэмы Низами «Сокровищница тайн». Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков, лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости. «Смятение праведных» — философская поэма, пафос ее в прославлении идеи добра и законности, справедливости, свободы, любви, дружбы, верности, искренности. В современной художественной форме, через систему ярких, конкретных и живых образов Навои вскрывает язвы и пороки современного ему общества. Критикуя самодурство правителей и лицемерия служителей культа, алчность и жадность богатых, лживость и криводушие их приближенных, он одновременно со всем этим дает представление об идеальном человеке. В поэме Навои дает живую, наглядную картину эпохи и современников. Навои призывает их к служению людям, народу:
«Высоким званьем Человек достоин зваться тот,
Кто о народе никогда не ослаблял забот».
Целые главы поэмы посвящены вопросам просвещения, милосердия и морали т.д. Например в поэме «Семь планет» —поэт объединяет общей рамкой семь сказочных новелл. В иносказательной форме поэма критикует окружение Алишера Навои, правителей (Тимуридов), Султан-Хусейна и его придворных. «Стена Искандара» — последняя поэма цикла, написанная на распространённый полуфантастический сюжет о жизни идеального справедливого правителя-мудреца Искандера (под этим именем на Востоке известен Александр Македонский).
Алишер Навои — автор биографических и исторических книг: «Пятерица смятенных» (1492)посвящена Джами; антология «Собрание утончённых» (1491—1492) содержит краткие характеристики писателей — современников Навои; «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов», содержит сведения о легендарных и исторических деятелях Востока, о зороастрийской и коранической мифологии.
На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму «Язык птиц» («Парламент птиц» или «Симург») (1499) и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (1500), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади.
В поздних произведениях о государстве Алишера Навои осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и вопросы утверждения идеи централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя.
Он комбинировал литературные деяния с политическими. Будучи человеком высокого положения, он внес значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны; покровительствование науки, искусства, и литературы; всегда пытался установить мир и гармонию.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что в личности А. Навои сочетались гениальный поэт и выдающийся политический деятель. Редкое единство Музы и Политики, видимо, и определило особенности творчества великого просветителя и мыслителя эпохи средневековья.
Благодаря лирике Алишера Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка.
Захириддин Мухаммад Бабур в своей книге мемуаров так сказал о его языке:
«Алишер бек был человек бесподобный. С тех пор, как на тюркском языке
слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо.
Казахский просветитель, поэт Абай называл Алишера Навои своим учителем! По исследованиям некоторых авторов: «творчество Навои и Абая, которые жили и создавали свои произведения в разные века, объединяют преемственность общечеловеческих ценностей, гуманизм, реформаторский дух поэзии».
Алишер Навои тюркский поэт, произведения которого переведены на многие мировые языки. Труды хранятся в библиотеках Турции, Ирана, Англии. Его рубаи были переведены на казахский язык, где повествуется о том, что в результате бессовестных налога собирателей, страдает простой народ…
«Салықшы арсыз болса, арам анық,
Зар илеп, қанқақсайды, қара халық».
«Тағдырың буйрығынан айнымасын,
Халқының тізгінінен айрылмасын!
По словам академика НАН Республики Казахстан Уалихана Калижанова: «в ближайшее время планируется перевести с языка оригинала поэму Алишера Навои «Фархад и Ширин», полностью издать на трех языках».
Планируется открытие памятника Алишеру Навои в Астане. В исследованиях последних лет раскрыта философские искания Навои».
Своевременно утверждение венгерского востоковеда, путешественника, Арминий Вамбери, который еще в 1863 году побывав в Средней Азии, писал об Алишере Навои следующее: «величайший узбекский поэт Навои известен всем и каждому».
Осмысливая духовное наследие Алишера Навои в 21 веке, мы вновь убеждаемся и восхищаемся тем, что у него онтологические, гносеологические и нравственные вопросы философии в политическом, военном и государственном управлении страной являются очень актуальными. Ведь он воспевал общечеловеческие ценности, гуманизм, доброту и милосердие. Глубокие философские трактаты, поэтические произведения Алишера Наваи сыграли огромную роль в истории восточной цивилизации и имеют непреходящее значение в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Спасибо за внимание!!!
Пресс — Служба ВКУУ и ФКР