На фоне происходящих событий в мире в связи со спецоперацией РФ на Украине одним из обсуждаемых вопросов стали перспективы миграционных процессов. 

По мнению ряда экспертов, кризис в России приведет к обвалу российского рынка труда, т. е. к сокращению рабочих мест, доходности трудящихся и, как следствие, к массовому оттоку из страны прежде всего центральноазиатских трудовых мигрантов, которые традиционно составляют порядка 85% иностранной рабочей силы в РФ. 

«Ежегодно около 2 млн узбекских граждан, что составляет около 20% экономически активного населения республики, находятся в трудовой миграции в России, в которую их привлекает безвизовый режим и либеральное законодательство, а также стабильный спрос на трудящихся из Узбекистана. К сожалению, текущая ситуация во взаимоотношениях РФ с Украиной негативно отражается на положении трудовых мигрантов», — поделился мнением в беседе с «МЕДИА-МИГ» независимый исследователь из Узбекистана, к.э.н. Шухрат Исакулов. 

По его прогнозам, при сохранении текущей ситуации в 2022 году в Узбекистан вернутся или же не примут решение на выезд в Россию от 100 до 300 тыс. трудовых мигрантов. «Это может негативно сказаться на социально-экономической ситуации в республике, т. к. в краткосрочный период в стране вряд ли получится создать новые рабочие места. Последние 6 лет узбекским правительством принимаются важные решения в этом направлении. Однако демографическое давление и ежегодный выход на рынок труда более 450 тыс. новых рабочих рук создает существенные проблемы в решении этих задач», — отметил эксперт.

Прогнозируемый отток узбекских мигрантов из РФ он связывает в первую очередь с падением курса рубля по отношению к доллару, который мигранты используют для перевода своих зарплат на родину, конвертируя в американскую валюту свои рублевые доходы. 

«В начале марта курс скаканул с 74 до 140 рублей за доллар, в текущий момент он стабилизировался на уровне 100 рублей. Что это значит для мигранта? Например, если в среднем он зарабатывал около 40 тыс. рублей в месяц, то до 20 февраля это было эквивалентно 520 долларам, сейчас же это около 410 долларов, т. е. мигранты теряют около 20% своего заработка на курсовой разнице. Однако это не самый главный аргумент. Текущая ситуация в России, связанная с экономическими санкциями, приводит к сокращению рабочих мест и к массовым увольнениям», — уверен Ш. Исакулов. 

Трудовые мигранты, по его словам, в такой ситуации являются наиболее уязвимыми. В условиях нестабильности и повышенного риска потери рабочих мест и заработных плат резкий рост цен на продукты питания и аренду жилья мигрантами ощущается более болезненно. Тем более что им необходимо ежемесячно оплачивать еще и патент на работу, который в период кризиса становится подчас непосильной нагрузкой. 

«Мы наблюдаем, что правительство РФ принимает экстренные меры по поддержке своего населения в связи с кризисом, что является оправданным и важным шагом. Но на мой взгляд, также необходимы и меры для поддержания иностранных трудящихся. Рациональным решением, как мне видится, могло бы стать освобождение мигрантов от оплаты патентов на ближайшие 6 месяцев. Эту сумму они могли бы использовать для компенсации курсовой разницы, что обеспечило бы им приемлемые условия существования в данной ситуации», — высказал предложение собеседник «МЕДИА-МИГ».

Стоит отметить, что прогнозы относительно массового возвращения на родину трудовых мигрантов можно услышать и в Киргизии. Некоторые аналитики полагают, что течение 2022 года в республику из России вернутся около 200 тыс. граждан. 

Однако член экспертного совета по миграции при спикере ЖК КР Улан Шамшиев уверен, что развитие миграционной ситуации не будет в значительной мере зависеть от процессов, происходящих сегодня в России и в мире. В этой связи ожидания некоторых экспертов и представителей госорганов по возвращению большого количества соотечественников он назвал преждевременными. 

«Даже если часть мигрантов и вернется, то в Киргизии им будет сложнее зарабатывать средства к существованию, а с учетом повышения цен на базовые товары, услуги и ГСМ, возвращение многими будет оцениваться как бессмысленное», — отметил в беседе с «МЕДИА-МИГ» эксперт. 

Он напомнил, что похожая ситуация уже имела место во время и после пандемии, когда киргизские мигранты также столкнулись с рядом новых проблем. Это и ограничительные меры, и снижение доходов. 

«Но массового возвращения наших граждан, которое прогнозировали эксперты, не случилось. Более того, увеличилось число тех, кто выехал в Россию. Диверсификации, о которой сейчас многие говорят, мол, граждане КР будут рассматривать другие страны — Евросоюза, Ближнего Востока или Юго-Восточной Азии — в обозримой перспективе тоже не произойдет», — подчеркнул Шамшиев. 

Вместе с тем он отметил, что сокращения объемов денежных переводов из России в нынешних условиях вряд ли удастся избежать, предположив, что такая ситуация из-за девальвации рубля, возможно, будет сохраняться в течение долгого периода. 

Как отметил академик, профессор, доктор политических наук, почетный работник ФМС, член Совета по делам национальностей РФ Владимир Волох, после пандемии миграционные процессы в России начали выравниваться и стабилизироваться только в последние несколько месяцев. Однако сейчас можно ожидать, что ситуация в сфере миграции снова осложнится в связи с прибытием в РФ большого количества вынужденных переселенцев с Украины. 

«Неделю назад прибыло более 200 тысяч человек, и пока тенденции к уменьшению этого потока не наблюдается. В России ситуация находится под контролем. Людей, которым удается выехать из зоны боевых действий по гуманитарным коридорам, встречают преимущественно на территории Ростовской области, откуда они уже выезжают в другие субъекты РФ, где подготовлены специальные подразделения, которые занимаются вопросами их приема и размещения, оказанием медицинской и психологической помощи», — сообщил Волох. 

Однако представители национальных диаспор народов Центральной Азии не видят в украинских переселенцах потенциальных конкурентов на российском рынке труда. 

«Украинские вынужденные переселенцы не составят большой конкуренции нашим соотечественникам. Более того, мы сами намерены помогать беженцам из Украины, чем сможем. Мы даже готовы предоставлять им работу, у нас уже есть для них конкретные предложения, например, нам нужны повара-славяне», — рассказал «МЕДИА-МИГ» председатель Всероссийского конгресса узбеков и узбекистанцев Ибрагим Худайбердиев. 

По его прогнозам, массового оттока трудовых мигрантов из России не произойдет, потому что «рождаемость в Узбекистане постоянно растет». 

«Большинство трудовых мигрантов сейчас по любому зарабатывают деньги и отправляют на родину для поддержки своих близких. В некоторых российских регионах заработки у трудовых мигрантов даже выше, чем у россиян. А на родине их особо не ждут работодатели. Там емкость рынка намного меньше, и люди это осознают», — подчеркнул лидер узбекской диаспоры. 

При этом он особо отметил тот факт, что трудовые мигранты не только четко видят и осознают политическую конъюнктуру, но и помнят добро, которое им сделала Россия.

«Российская сторона, и мы все были тому свидетелями, в период пандемии делала серьезные послабления для мигрантов, и сегодня ими это все осознается и находит ответную реакцию. Да, в связи с колебанием рубля заработная плата упала примерно на 20%, но народ у нас терпеливый, тем более они видят и понимают, что происходит. Поэтому я думаю, что уже летом ситуация стабилизируется, обстановка на Украине наладится, когда украинский народ выберет себе достойных правителей, а не клоунов. И все встанет на свои места», — выразил мнение Худайбердиев. 

Говоря о перспективах перенаправления потоков рабочей силы из Узбекистана на другие рынки, он отметил, что это вряд ли будет происходить в больших масштабах. 

«Мы видели, что происходило в Восточной Европе с беженцами из той же Сирии. Там была беда и для принимающей стороны, и для беженцев. В Турции высокий уровень безработицы. Так что у наших мигрантов не такой уж большой выбор. Да и уровень профессионализма у них не так уж высок, и языковой барьер существует, поэтому российский рынок, лояльность российских законов их вполне устраивает. Миллионы наших граждан нашли здесь свою нишу», — подчеркнул собеседник «МЕДИА-МИГ». 

По его словам, сейчас совместно с российскими властями диаспора проводит большую работу по перенаправлению потоков узбекских трудовых мигрантов внутри России — в ее дальневосточную часть. 

«Например, во Владивостоке, Уссурийске и Находке у нас сейчас находятся более 350 тыс. человек. Это делается, чтобы разгрузить центрально-европейские регионы и мегаполисы, где на одно рабочее место претендуют по 2–3 человека. Кроме того, российскую сторону устраивает, что наши граждане восполняют отток местного населения. Также ведется работа по обучению детей мигрантов русскому языку. Эти тенденции будем масштабировать — русскому языку вместе с детьми учатся их родители», — добавил Худайбердиев. 

Не отмечают массового оттока своих соотечественников из России и в таджикской диаспоре. 

«В последние месяцы, как бы это парадоксально ни звучало, некоторые граждане России интересуются вопросом получения гражданства, например, Таджикистана. Я полагаю, что это представители малого и среднего бизнеса, которые, стремясь вывести себя из-под удара санкций, хотят перебраться в ЦА. А чтобы был ажиотаж среди таджиков, и они тысячами уезжали из РФ, такого нет. Они прекрасно понимают, что на родине-то у них ситуация в лучшую сторону не изменилась, рабочие места там не появились», — отметил председатель общественной организации «Союз таджикистанцев в России» Абдулло Давлатов.

По его словам, какой бы сложной и тяжелой ни казалась нынешняя ситуация, возможностей найти работу у трудовых мигрантов остается предостаточно. 

«Может быть, доходность и уменьшится, учитывая волатильность национальных валют, связанную с колебаниями рубля, но по рабочим местам появятся новые возможности. Во-первых, Россия из-за санкций будет переориентироваться на развитие внутреннего рынка, в том числе сельского хозяйства. Государство уже старается уделять больше внимания местным производителям, и рабочие руки будут нужны», — уверен собеседник «МЕДИА-МИГ». 

Вынужденных переселенцев их Украины он также не рассматривает в качестве конкурентов для трудовых мигрантов, но по несколько иным причинам. 

«Они априори находятся в привилегированном положении — им и медобслуживание, и другие социальные гарантии будут доступны автоматически, это уже закреплено законодательно. И вряд ли они захотят работать в тех сегментах, которые занимают выходцы из стран ЦА. Даже несмотря на то, что Киргизия входит в ЕАЭС, у беженцев и вынужденных переселенцев из Украины будет больше привилегий, соответственно, будут и другие предложения по работе. В той же Калужской области заявили, что готовы принимать украинских беженцев из Донбасса, но до этого было заявлено о нежелательности пребывания мигрантов из Центральной Азии», — добавил Довлатов. 

В свою очередь эксперт по миграции Асилбек Эгембердиев, тесно взаимодействующий с киргизской диаспорой в России, также отмечает, что в период кризиса РФ покинула незначительная часть мигрантов. 

«Кризис только начался, и пока сложно предсказать, сколько он продлится и какие будет иметь последствия. Одни считают, что он продлится несколько лет. Другие говорят, что ситуация начнет стабилизироваться уже к лету, к ним отношусь и я. Мне кажется, что рынок труда быстро восстановится, и уже в течение этого года мигранты, которые уехали, смогут вернуться в Россию. Многие понимают, что на родине их работа не ждет. Мигранты в России всегда нужны, а то, что закрылись какие-то компании — это не беда, на их место придут новые, и они тоже будут нуждаться в рабочих руках», — отметил эксперт. 

Вместе с тем он прогнозирует, что в нынешней ситуации увеличится число мигрантов, занимающихся предпринимательской деятельностью. «Сейчас они составляют 5–7% от общего числа иностранцев, работающих в России, а к концу года их количество может увеличиться до 20%», — добавил А. Эгембердиев. 

Словом, пока теоретики прогнозируют пессимистичные сценарии, практики опровергают теории неблагоприятного развития событий, открывая новые перспективы. Они понимают, что нынешняя ситуация, так или иначе, скорее создает для трудовых мигрантов новые условия, поэтому большинство из них чувствуют себя достаточно уверенно.

Злата Симаш 

Пресс — Служба ВКУУ и ФКР